Опыт раннего развития в неполной семье

       Вот что пишет сам автор этого метода о долгой и трудной истории создания новой системы развития и образования:
     "Начиная с марта 1958 года я оказался один дома, с двумя малолетними братьями, двух и трех лет, и они даже меня называли "мама". Методики воспитания пришлось придумывать "на лету". В дальнейшем ситуация только усложнялась. Так получилось из-за болезни матери. Десять лет на мне лежало всё: и готовка пищи, уборка дома, и стирка, и обучение, и воспитание и даже ... реальная "производственная" работа. При этом была еще и школа с домашними заданиями, занимавшая 8 - 12 часов в день. Но о том, что всё это трудно я тогда не знал и братья кроме обычной учебы, занимались музыкой, были физически самыми развитыми в округе: стали  рекордсменами школы, побеждали на столичных соревнований... В школе мне так доверяли и даже согласились перевести братьев на два класса вперед! 
     Ну, чем не "супер - мать одиночка"? Вообще-то говоря, нужно немного уточнить, какая это была тогда очень трудоёмкая домашняя работа - особенно по нынешним меркам. Представьте, как бы вы справились? Например, готовить пищу нужно было без газа. Не было водопровода, стиральной машины... Воду надо было приносить из колонки и разогревать в кастрюлях и ведрах, имея в распоряжении три примуса, которые заправлялись керосином и которые нужно было каждые полчаса или четверть часа прочищать специальной иголкой.  Магазины и рынок были далеко, и при всём при этом у меня было два брата, "два ребенка", - малыша, погодки, 2-х и  3-х лет, и без детского сада.
     При этой нагрузке учился я неплохо, почти на отлично: в первом классе была одна четверка, во втором - "две",  ... в пятом и шестом - ни одной, ну, а с седьмого стремился избегать школы, так как считал, что там почти нечего делать - это отдельная история.
     Кроме того, по "основной работе" я имел ежедневную норму "земляных работ" по расчистке нашего участка от камней. Отец получил участок от "Завода им. Ленина" на месте, которое когда-то было дном высохшего каменистого русла горной речки Ала-Арча в предгорьях Чуйской долины Киргизии. Это была наиболее тяжелая из земляных работ: заключалась она в выкапывании, точнее выковыривании или выдиранию крупных камней, накрепко утрамбованных в песок. 
     Место это, где стоит теперь цветущий город Бишкек,  представляло дно этой горной реки, выложенное садочными породами, глиной, галькой, песком, гравием и валунами,  принесенными сюда с каменных гор Тянь-Шаня. В семье моего отца было уже трое детей и надо было срочно своими руками строить дом на выделенном заводом участке пустыря, чтобы жить - ипотеки тогда тоже не было. Я должен был выкопать и заменить эти камни плодородной почвой, которую привозили откуда-то издалека, из низин и поймы реки Чу. Там строились большие водохранилища и каналы, а более-менее приличную плодородную почву продавали нам, частникам. Ну, а мне школьнику было задание расчистить; это дно реки взломать и камни выкорчевать. Песок и гальку надо было просеивать. Подходящие камни и галька шли  в бетон для закладки фундаментов "сауны", нашей "фермы" и других строений. Песок нужен был для приготовления раствора, которым штукатурили дом. В общем, получается, в семь лет я был назначен одновременно и воспитателем в семье, и главным землеустроителем стройки и, одновременно, разработчиком микроместорождений песка, галечника и камня. Работников у меня было два несовершеннолетних брата: 2 и 3 лет. Судя по развернувшемуся строительству повсюду вокруг, этим же занимались и другие дети десятков и сотен тысяч россиян, приехавших своими руками возводить предприятия и строить города в полупустынях Центральной Азии. Тогда город Фрунзе только начинал строиться по - настоящему.
      То есть, по сути, по всем почти признакам я был в положении работающей на земляных работах матери-одиночки. Два малыша глазели на меня и требовали внимания. Только что от нас уехала бабушка, которая не выдержала, так и не смогла справиться с малышами в незнакомом городе: три раза за две недели они у неё уходили из дому, и их допоздна потом разыскивали с милицией... Кем они окажутся, эти малыши? Станут обузой или превратятся в помощников, и, в дальнейшем, станут созидателями новой, счастливой жизни семьи? Всё это зависит только от вас. Тогда же я был вынужден срочно решать эту проблему на практике. Слава богу, что я решил её еще до школы, не зная тех ограничений и пут, которые накладывает на ребенка система образования. 
...

      Вас может обнадежить прежде всего то, что начале 50-х годов ученые кибернетики и нейропсихологи подсчитали, что заложенного в генах любого человека потенциала хватило бы на то, чтобы стать нобелевским лауреатом в нескольких областях. Так случилось, что педагоги это открытие проигнорировали. Однако для многих здравомыслящих людей стало очевидным, что каждый ребенок рождается с мощным интеллектуальным потенциалом, заложенном в геноме, создававшимся природой миллионы лет. Этот геном вашего ребенка закалён и выдержал  испытания в течение сотен тысяч лет эволюции человека. Этот геном имеет заложенную в нём и расписанную по минутам, часам, дням и месяцам программу строительства личности вашего ребенка. Эта программа похожа на проект создания великолепного здания, храма способностей и интеллекта.
      Но куда пропадают эти огромные возможности? Что нужно родителям знать, чтобы огромный природный потенциал ребенка не оказался утрачен? Как применить эти знания матери - одиночке в рутине не простой жизни? 


      Итак, мне надо было действовать в очень жестких условиях. Надо и норму выполнить, и чтобы малыши не убежали - даже надежной ограды участков тогда у многих, в том числе и у нас, не было. Оказавшись в одиночестве, я был вынужден найти выход, который заключался в том, что малолетние братья, по мере своих сил помогали мне по основной работе. Расположившись на краю ямы, "на берегу", они считали и сортировали те камни, которые я выковыривал ломом и киркой. Интересно, что это их раззадоривало, и когда я вылезал из ямы отдохнуть, они спускались в "пруд" или "море", и успевали "выловить" несколько камней. Мы назвали это "рыбалкой". Каждый камень получал имя, в соответствии с его видом. В основном хорошо ловились следующие "рыбы": "Пескари", "Кильки", "Чебаки", "Караси", "Форели", "Маринки" и т.п. Для их взвешивания хорошо подходят старые рыночные весы с гирями, позволяющие взвешивать до 5 или 10 килограммов. Для малышей это занятие и весы - великолепное пособие для развития мелкой и крупной моторики и одновременно, и не только для укрепления мышц рук и пальцев, но и для интеллекта. Но попадались и "Сазаны", "Судаки", другие крупные породы и виды не только рыб, но и млекопитающих. Так, "Поросенка" удавалось вытаскивать только мне. Ну, а "Барана" помогал вытащить из ямы отец, если успевал прийти засветло с работы. Разнообразие камней позволяло пройти многие разделы книги Брэма и справочника по минералам, ну, а других пособий просто тогда не было. В общем, самая тяжелая работа превратилась в развивающую игру, в сочетании с основательной физической подготовкой.
     Родители, уходя на работу, тихо  удивлялись и предпочитали ничего не спрашивать: малыши, Миша и Ваня, с утра меня донимали: "Кода пайдем на рыбальку?". На что я им отвечал: "Сначала поиграем в "Поваров" и "Постирателей"! Кто сегодня ночью был "Писателем", от слова писать?".
     Поиграть в новые игры, где обязательно будут присутствовать новые элементы, братья, естественно, соглашались. Холодильников тогда не было, и готовить приходилось каждый день. Даже в "Заготовителей" приходилось играть нам самим. То есть, всем вместе, втроём, отправляться за покупками в целое "Путешествие" чуть ли не в километр. Но и тут не терялось время даром. Во время каждого из путешествий, кроме реализации некоторой познавательной программы, удавалось разучить и несколько раз пропеть одну-две новых песни из огромного сборника "Русских песен"...  Ну, а что было делать? Не считать же каторгой своё счастливое детство!
     Так, вроде мне, игравшему роль "матери - одиночки" удалось разобраться с основной работой. Ну, а с остальными обязанностями справиться было легче. ..."

Hosted by uCoz