Опыт раннего развития в неполной семье
Вот
что пишет сам автор этого метода о долгой и трудной истории создания новой
системы развития и образования:
"Начиная с марта 1958 года я оказался один дома, с
двумя малолетними братьями, двух и трех лет, и они даже меня называли "мама".
Методики воспитания пришлось придумывать "на лету". В
дальнейшем ситуация только усложнялась. Так получилось из-за болезни матери.
Десять лет на мне лежало всё: и готовка пищи, уборка дома, и стирка, и обучение, и
воспитание и даже ... реальная "производственная" работа. При этом была еще и
школа с домашними заданиями, занимавшая 8 - 12 часов в день. Но о том, что всё
это трудно я тогда не знал и братья кроме обычной учебы, занимались музыкой,
были физически самыми развитыми в округе: стали рекордсменами школы,
побеждали на столичных соревнований... В школе мне так доверяли и даже
согласились перевести братьев на два класса вперед!
Ну, чем не "супер - мать одиночка"? Вообще-то говоря, нужно
немного уточнить, какая
это была тогда очень трудоёмкая домашняя работа - особенно по нынешним меркам.
Представьте, как бы вы справились? Например, готовить пищу нужно было без газа.
Не было водопровода, стиральной машины... Воду надо
было приносить из колонки и разогревать в кастрюлях и ведрах, имея в
распоряжении три примуса, которые заправлялись керосином и которые нужно было
каждые полчаса или четверть часа прочищать специальной иголкой. Магазины и
рынок были далеко, и при всём при этом у меня было два брата, "два ребенка", - малыша, погодки, 2-х
и
3-х лет, и без детского сада.
При этой нагрузке учился я неплохо, почти на отлично: в
первом классе была одна четверка, во втором - "две", ... в пятом и шестом
- ни одной, ну, а с седьмого стремился избегать школы, так как считал, что там
почти нечего делать - это отдельная история.
Кроме того, по "основной работе" я имел ежедневную
норму "земляных работ" по расчистке нашего участка от камней. Отец
получил участок от "Завода им. Ленина" на месте, которое когда-то было дном
высохшего каменистого русла горной речки Ала-Арча в предгорьях Чуйской долины
Киргизии. Это была наиболее тяжелая из земляных работ: заключалась она в выкапывании, точнее выковыривании
или выдиранию крупных камней,
накрепко утрамбованных в песок.
Место это, где стоит
теперь цветущий город Бишкек, представляло дно этой горной реки, выложенное садочными
породами, глиной, галькой, песком, гравием и валунами, принесенными сюда с каменных гор Тянь-Шаня.
В семье моего отца было уже трое детей и надо было срочно своими
руками строить дом на выделенном заводом участке пустыря, чтобы жить - ипотеки
тогда тоже не было. Я должен был выкопать и заменить эти камни плодородной
почвой, которую привозили откуда-то издалека, из низин и поймы реки Чу. Там
строились большие водохранилища и каналы, а более-менее приличную плодородную
почву продавали нам, частникам. Ну, а мне школьнику было задание расчистить; это
дно реки взломать и камни выкорчевать. Песок и гальку надо было просеивать.
Подходящие камни и галька шли в бетон для закладки фундаментов "сауны",
нашей "фермы" и других строений. Песок нужен был для приготовления раствора,
которым штукатурили дом. В общем, получается, в семь лет я был назначен одновременно и
воспитателем в семье, и главным землеустроителем стройки и, одновременно,
разработчиком микроместорождений песка, галечника и камня. Работников у меня
было два несовершеннолетних брата: 2 и 3 лет. Судя по
развернувшемуся строительству повсюду вокруг, этим же занимались и другие дети
десятков и сотен тысяч россиян, приехавших своими руками возводить предприятия и строить
города в полупустынях Центральной Азии. Тогда город Фрунзе только начинал
строиться по - настоящему.
То есть, по сути, по всем почти признакам я был в положении работающей на
земляных работах матери-одиночки. Два малыша глазели на меня и требовали
внимания. Только что от нас уехала бабушка, которая не выдержала, так и не
смогла справиться с малышами в незнакомом городе: три раза за две недели они у
неё уходили из дому, и их допоздна потом разыскивали с милицией... Кем они
окажутся, эти малыши? Станут обузой или превратятся в помощников, и, в
дальнейшем, станут созидателями новой, счастливой жизни семьи? Всё это зависит
только от вас. Тогда же я был вынужден срочно решать эту проблему на практике.
Слава богу, что я решил её еще до школы, не зная тех ограничений и пут, которые
накладывает на ребенка система образования.
...
Вас может обнадежить прежде всего то, что
начале 50-х годов ученые кибернетики и нейропсихологи подсчитали, что заложенного в генах любого
человека
потенциала хватило бы на то, чтобы стать нобелевским лауреатом в нескольких
областях. Так случилось, что педагоги это открытие проигнорировали. Однако для
многих здравомыслящих людей стало очевидным, что каждый ребенок рождается с мощным интеллектуальным потенциалом,
заложенном в геноме,
создававшимся природой миллионы лет. Этот геном вашего ребенка закалён и выдержал испытания в
течение сотен тысяч лет эволюции человека. Этот геном имеет заложенную в нём и
расписанную по минутам, часам, дням и месяцам программу строительства личности
вашего ребенка. Эта программа похожа на проект создания великолепного здания,
храма способностей и интеллекта.
Но куда пропадают эти огромные возможности? Что нужно родителям знать,
чтобы огромный природный потенциал ребенка не оказался утрачен? Как применить
эти знания матери - одиночке в рутине не простой жизни?
Итак, мне надо было действовать в очень жестких
условиях. Надо и норму выполнить, и чтобы малыши не убежали - даже надежной
ограды участков тогда у многих, в том числе и у нас,
не было. Оказавшись в одиночестве, я был вынужден найти выход, который
заключался в том, что малолетние братья, по мере своих сил помогали мне по
основной работе. Расположившись на краю ямы, "на берегу", они считали и
сортировали те камни, которые я выковыривал ломом и киркой. Интересно, что это
их раззадоривало, и когда я вылезал из ямы отдохнуть, они спускались в "пруд"
или "море", и успевали "выловить" несколько камней. Мы назвали это "рыбалкой".
Каждый камень получал имя, в соответствии с его видом. В основном хорошо
ловились следующие "рыбы": "Пескари", "Кильки", "Чебаки", "Караси", "Форели",
"Маринки" и т.п. Для их взвешивания хорошо подходят старые рыночные весы с
гирями, позволяющие взвешивать до 5 или 10 килограммов. Для малышей это занятие
и весы - великолепное пособие для развития мелкой и крупной моторики и
одновременно, и не только для укрепления мышц рук и пальцев, но и для
интеллекта. Но попадались и "Сазаны", "Судаки", другие крупные породы и виды не
только рыб, но и млекопитающих. Так, "Поросенка" удавалось вытаскивать только
мне. Ну, а "Барана" помогал вытащить из ямы отец, если успевал прийти засветло с
работы. Разнообразие камней позволяло пройти многие разделы книги Брэма и
справочника по минералам, ну, а других пособий просто тогда не было. В общем,
самая тяжелая работа превратилась в развивающую игру, в сочетании с
основательной физической подготовкой.
Родители, уходя на работу, тихо удивлялись и
предпочитали ничего не спрашивать: малыши, Миша и Ваня, с утра меня донимали:
"Кода пайдем на рыбальку?". На что я им отвечал: "Сначала поиграем в "Поваров" и
"Постирателей"! Кто сегодня ночью был "Писателем", от слова писать?".
Поиграть в новые игры, где обязательно будут
присутствовать новые элементы, братья, естественно, соглашались. Холодильников
тогда не было, и готовить приходилось каждый день. Даже в "Заготовителей"
приходилось играть нам самим. То есть, всем вместе, втроём, отправляться за
покупками в целое "Путешествие" чуть ли не в километр. Но и тут не терялось
время даром. Во время каждого из путешествий, кроме реализации некоторой
познавательной программы, удавалось разучить и несколько раз пропеть одну-две
новых песни из огромного сборника "Русских песен"... Ну, а что было
делать? Не считать же каторгой своё счастливое детство!
Так, вроде мне, игравшему роль "матери - одиночки"
удалось разобраться с основной работой. Ну, а с остальными обязанностями
справиться было легче. ..."